Главная \ Статьи \ Щебень для дорожного строительства

Щебень для дорожного строительства

« Назад

21.02.2018 01:04

Щебень — это твердый, зернистый сыпучий материал, получаемый путем дробления горных пород, камней, валунов. Размер зерна должен превышать 5 мм.

В дорожном строительстве чаще всего используют щебень двух типов:

— полученный из доломитовых, известняковых и других пород, содержащий широкий набор фракций: от 5-20 до 40-70 мм.;
— полученный из гранита, диабаза и габбро; фракции 5-20 и 20-40 мм.

Известняковый щебень подходит для отсыпки основания дороги (4). Гранитный щебень наилучшим образом отвечает требованиям устройства нижнего слоя дорожного покрытия (3).

dor1-shema

ГОСТ на щебень, классификация щебня

Как и любой строительный материал, щебень подлежит классификации и стандартизации. Стандарт на щебень для строительных работ определен в ГОСТ 8267-93. Согласно этому документу, самая мелкая фракция «дорожного» щебня начинается с 20-40 мм. Также для этого вида строительства применяются фракции 25-60, 20-70 и 40-70 мм.

Основные требования, кроме размера зерен, предъявляемые к щебню, касаются прочности и морозостойкости.

Прочность строительного щебня характеризуется маркой по дробимости от сжатия и маркой по истираемости.
Морозостойкость характеризуется числом циклов замораживания и оттаивания, при котором потери в % по массе щебня не превышает пороговых значений. Число циклов от 15 до 400. Процент потерь — не более 10 или 5.

Еще один контролируемый параметр — наличие вредных примесей: глинистых, мергелистых пород и прослоев.

Важным разделом в ГОСТ выделены правила приемки щебня. Определено понятие партии щебня: количество щебня одной фракции, одновременно отгружаемое производителем одному потребителю в одном ж/д составе или на одном судне.
Для контроля качества щебня проводят приемочный контроль и периодические испытания: определяют зерновой состав, содержание примесей и содержание зерен слабых пород.

Применение щебня в дорожном строительстве

Подушка дороги и насыпи создаются с применением известняковый щебень. Трамвайные пути и заливка дорожного полотна происходит с использованием гранитного щебня скального происхождения среднего размера фракций.

Гранитный щебень (соответствует ГОСТ 8267-93) характеризуется:

— содержание зерен щебня пластинчатой и игловатой формы, в процентах по массе 18-25. Объемный насыпной вес щебня 1,37 т/м3;
— морозостойкость щебня F-400;
— марка гранитного щебня по прочности 1400;
— марка щебня гранитного по износу И-1;
— содержание в щебне зерен слабых пород 0,2-3,5%.

Щебень фракции 20-40, 40-70 всегда востребован на рынке и применяется в строительстве и ремонте железнодорожных насыпей, трамвайных линий и подушек автомобильных дорог.

Известняковый щебень не такой прочный, как гранитный, но хорошо приспособлен (по ГОСТ 8267-93) для задач дорожного строительства.

Известковый щебень характеризуется:

— содержание зерен щебня пластинчатой и игловатой формы, в % по массе 10-12. Насыпная плотность щебня известкового 1,3 т/м3;
— содержание пылевидных и глинистых частиц в % по массе 1,5-2%;
— марка щебня по прочности 800;
— содержание в щебне зерен слабых пород в % по массе 5-9%;
— марка по морозостойкости F-150;
— влажность щебня 3-4%;
— пористость щебня 5,4-7,3%, пустотность 48,1-50,8%, водопоглощение щебня 2,5%.

Следует отметить, что в современном строительстве все большую популярность приобретает так называемый «кубовидный» щебень.

Его прочностные характеристики выше, и он более устойчив к образованию трещин. В результате прочность асфальтовых покрытий возрастает в 3 раза. Кроме этого, снижается трудоемкость укладки покрытия, поскольку дорожному катку требуется меньше прохождений. Еще одно преимущество — коэффициент уплотняемости асфальтобетонной смеси приближается к единице, что обеспечивает долговечность и увеличивает морозостойкость дорожных покрытий.

kub1

В целом, щебень может в той или иной степени обладать радиоактивностью. Дорожное строительство допускает использование гранитного щебня II класса радиоактивности (от 370 до 740 Бк/кг ).

Общая тенденция при строительстве — использование щебня (и других материалов), добытых в том же регионе, где производятся строительные работы. Это существенно сокращает транспортные расходы и в конечном счете стоимость строительства.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить